Организация развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая предметно-пространственная среда МДОУ обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает:
- реализацию различных образовательных программ;
- в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;
- учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
- учет возрастных особенностей детей.
Развивающая предметно-пространственная среда МДОУ «Детский сад №5 «Березка» носит содержательно-насыщенный, трансформируемый, полифункциональный, вариативный, доступный и безопасный характер.
Развивающая среда в МДОУ отвечает санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
Дошкольное учреждение оснащено оборудованием для различных видов детской деятельности в помещении и на участке. В группах имеется игровой материал для познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста, музыкального развития, для продуктивной и творческой деятельности, для сюжетно-ролевых игр; игрушки и оборудование для игр во время прогулок; оборудование для физического, речевого, интеллектуального развития; игры, способствующие развитию у детей психических процессов. Созданы условия для совместной и индивидуальной активности детей.
Система предметно-развивающей среды
в МДОУ «Детский сад 5 «Березка»
Элементы ПРС
|
Функциональная роль
|
Формы и методы работы |
1
|
2 |
3 |
Медицинский кабинет |
Оздоровительная, лечебно-профилактическая, просветительская |
Координация лечебно-оздоровительной работы, работа с родителями |
Мини-стадион на участке ДОУ |
Оздоровительная, игровая, познавательная |
Занятия физической культурой на воздухе, соревнования, подвижные игры, спортивные упражнения, познание видов спорта и их назначение в развитии человека, совместные с родителями спортивные мероприятия
|
Экологическая тропа |
Познавательная, оздоровительная, развитие эмоционально-сенсорной сферы, знакомство с правильным обращением с природой
|
Проведение комплексных занятий, знакомство с природными материалами, средой обитания человека, животных, игры, театрализованные занятия, практическая деятельность |
Огород, полянка лекарственных трав |
Воспитание трудовых навыков, развитие эстетического вкуса, познавательной деятельности, оздоровление, развитие эмоциональной сферы, выработка навыков безопасного поведения |
Труд на огороде, уход за растениями, выращивание экологически чистого урожая, знакомство с правилами безопасности |
Коридоры, холлы |
Познавательная, развивающая, эстетическая
|
Создание отдельных уголков, ландшафтных пейзажей |
Зоны в группах |
Познавательная, развивающая, эстетическая комфортность и безопасность обстановки, обеспечение сенсорных впечатлений, самостоятельной и индивидуальной деятельности, возможность исследования |
Домашняя обстановка, познавательные и развивающие занятия, игры, самостоятельная деятельность, реализация принципов развивающей среды, исследовательская деятельность |
С учетом конкретных условий работы МДОУ
педагоги выстраивают развивающую среду своей группы.
Элементы ПРС |
Функции и содержание |
Формы и методы работы |
1 |
2 |
3 |
Зона обучения |
1. Функции: обучающая, развивающая, познавательная, исследовательская деятельность, оздоравливающая 2. Содержание: - хорошо освещена; - столы для занятий, не копируя школьный подход для реализации принципов педагогики сотрудничества; -диваны, кресла для чтения художественных произведений; - магнитная доска; - дидактический материал по разделам программы |
Занятия по всем разделам программы, самостоятельная исследовательская деятельность, оздоровление: - центр грамотности (книжный уголок, игры и оборудование для развития речи и подготовки ребенка к освоению чтения и письма, театрализованные игры); - центр математики; - лаборатория; - библиотека; - центр творчества и искусства; |
Игровая зона |
1. Функции: игровая, развивающая, оздоравли-вающая 2. Содержание: сюжетно-ролевые игры, настольно-печатные, в зависимости от возраста, предметы фантазирования |
Игровая деятельность детей - Центр сюжетно-ролевой игры; - Центр строительно-конструктивных игр; - Центр дидактических игр по под готовке речевого развития детей |
Зона здоровья |
1. Функции: оздоровление, физическое развитие, обучение 2. Содержание: - физкультурное оборудование, поролоновые модули; - дневник настроения; - дидактический материал по вал еол огни, видам спорта; - фитобар (лекарственные растения, книги, альбомы о них, самовар, кружки, чайник); - уголки уединения |
Занятия физическими упражнениями в игре. Занятия по валеологии и ознакомлению с лекарственными растениями. Оздоровительный чай |
Зона «Полочка умных книг» |
1. Функции: развивающая, обучающая, оздоравливающая 2. Содержание: - развивающие игры - пособия, книги |
Самостоятельная деятельность детей, игры для детей по развитию психических процессов |
Экспериментальная лаборатория |
1. Функции: развитие у детей познавательного интереса к исследовательской деятельности, формирование научного мировоззрения, здоровьесбережение 2. Содержание: - вторичные упаковочные материалы (стаканчики, коробки из-под продуктов); - песок, глина и другие природные материалы; - сахар, соль и другие продукты; - линейки, мерки, колбы, мензурки из пластмассы для измерения; - семена для посадки и последующего наблюдения |
Игровая деятельность детей, исследовательская деятельность |
Зона библиотеки |
1. Функции: развивающая, познавательная, обучающая, здоровьесберегающая 2. Содержание: - разнообразные красочные книги, энциклопедии для детей, детские журналы; - кресла, диваны, журнальный столик; - настольный театр, куклы |
Рассматривание иллюстраций, театрализация художественных произведений, рассказывание сказок, раскрашивание костюмов сказочных героев |
Уголки уединения |
1. Функции: создание комфортных условий для эмоционального и психологического благополучия, оздоровление 2. Содержание: - шатры для уединения, ширмы; - зона в спальне; - личные предметы из дома; - подушечки |
Отдых детей от коллективных игр в тишине, игры для одного-двух детей |
Театральная зона |
1. Функции: развивающая, обучающая, игровая, оздоравливающая 2. Содержание: - различные виды кукольного театра; - костюмы для детей, декорации, ширма, занавес |
Занятие театрализованной деятельностью. Спектакли. |
Реализуя современные подходы к образованию дошкольников, мы опираемся на следующие принципы построения развивающей предметно – пространственной среды:
Уважения к потребностям, нуждам ребёнка
|
У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: потребность в движении, потребность в общении, потребность в познании. Поэтому мы строим среду группы (и детского сада в целом) так, чтобы эти потребности удовлетворять. В результате у каждого ребенка имеется самостоятельный выбор: с кем, как, где, во что играть. Подбор оборудования и материалов для группы определяется особенностями развития детей конкретного возраста и характерными для этого возраста сенситивными периодами. В старшем дошкольном возрасте дети предпочитают совместные игры, поэтому оборудование в старших и подготовительных группах воспитатели размещают так, чтобы детям удобно было организовывать совместную деятельность.
|
Уважения к мнению ребенка
|
Учитывается мнение каждого ребенка, выслушивает предложения всех детей группы и по возможности их удовлетворяет или же тактично объясняет причину отказа. Перед первым приходом ребенка в детский сад или после летнего перерыва воспитатель в беседе с родителями или самим ребенком, через анкетирование родителей узнает о том, чем увлекается, к чему проявляет склонности, способности, какие любит игрушки каждый воспитанник. В результате, группа детского сада становится роднее, уютнее, комфортнее для каждого малыша. |
Функциональности
|
В обстановке помещения находятся только те материалы, которые востребуются детьми и выполняют развивающую функцию. Используемые игры и пособия в основном многофункциональны, вариативны. |
Динамичности - статичности среды |
Развивающая среда не может быть построена окончательно, завтра она уже перестанет стимулировать развитие, а послезавтра станет тормозить его. Первоначальным периодом построения среды, мы считаем два месяца. Далее идет ее насыщение и реорганизация. Примерно один раз в два месяца часть материалов воспитатель заменяет, по возможности переставляет оборудование.
|
Комплексирования и гибкого зонирования
|
Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Поэтому предметно – развивающая среда в ДОУ позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу: физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием и т.д. |
Индивидуальной комфортности
|
В детском саду имеются функциональные помещения, которыми могут пользоваться дети: 1.Физкультурный зал; 2.Музыкальный зал; 3.Зимний сад. В которых может развиваться и комфортно чувствовать себя, как взрослый, так и ребенок. В помещениях дошкольного учреждения создана естественная уютная обстановка, гармоничная по цветовому и пространственному решению. Используются светлые пастельные тона для оформления стен, подобрана мебель естественных тонов. Для активизации эстетических впечатлений используются различные «неожиданные материалы», пособия: поделки из различных природных и бросовых материалов, художественные семейные фотографии, предметы современного декоративного искусства и народных промыслов. Для создания индивидуальной комфортности ребенка в групповых комнатах организован «Уголок уединения», где ребенок может просмотреть иллюстрации к интересующим его сказкам, фотографии родных и т.п.
|
Открытости – закрытости
|
Во – первых, открытость природе: в групповых комнатах ДОУ организованны «Уголки природы» с многочисленными растениями. Во – вторых, открытость культуре: коридор дошкольного учреждения органически входит в дизайн интерьера, основывается на русско-народных особенностях культуры – совместные работы детей и родителей, дизайн стен украшает русская народная роспись. Это, несомненно, способствует воспитанию патриотизма у детей, гордости за свои родные места. В – третьих, открытость своего «Я», собственного внутреннего мира. Предметно – развивающая среда дошкольного учреждения способствует формированию и развитию образа «Я». В помещениях детского сада развешиваются самые разные фотографии детей. В «уголках уединения» всегда лежат альбомы и папки с семейными фотографиями. В старшем дошкольном возрасте при ознакомлении с народами России и Северного Кавказа используются уголки культуры Ставрополья, в которые собраны разнообразные атрибуты отражающие культуру и особенности народа. |
Учета гендерных и возрастных различий детей |
Создавая развивающуюся среду группы, каждый воспитатель учитывает особенности детей, посещающих эту группу: возраст дошкольников, уровень их развития, интересы, склонности, способности, половой состав, личностные особенности и прочее. |