Четверг, 25.04.2024, 22:32
Приветствую Вас, Гость

Организация развивающей предметно-пространственной среды

 

Развивающая предметно-пространственная среда МДОУ обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает:

  • реализацию различных образовательных программ;
  • в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;
  • учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
  •  учет возрастных особенностей детей.

 Развивающая предметно-пространственная среда МДОУ «Детский сад №5 «Березка» носит содержательно-насыщенный, трансформируемый, полифункциональный, вариативный, доступный и безопасный характер.

 Развивающая среда в МДОУ  отвечает санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.

      Дошкольное  учреждение оснащено оборудованием для различных видов детской деятельности в помещении и на участке. В группах имеется игровой материал для познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста, музыкального развития, для продуктивной и творческой деятельности, для сюжетно-ролевых игр; игрушки и оборудование для игр во время прогулок; оборудование для физического, речевого, интеллектуального развития; игры, способствующие развитию у детей психических процессов. Созданы условия для совместной и индивидуальной активности детей. 

 

 

Система предметно-развивающей среды

 

в МДОУ «Детский сад 5 «Березка»

 

Элементы ПРС

 

 

Функциональная роль

 

Формы и методы работы

1

 

2

3

Медицинский кабинет

Оздоровительная, лечебно-профилактическая, просветитель­ская

Координация лечебно-оздоровительной работы, работа с родителями

Мини-стадион на участке ДОУ

Оздоровительная, игровая, познава­тельная

Занятия физической культурой на воздухе, соревнования, подвижные игры, спортивные упражнения, по­знание видов спорта и их назначение в развитии человека, совместные с родителями спортивные мероприятия

 

Экологическая тропа

Познавательная, оздоровительная, развитие эмоционально-сенсорной сферы, знакомство с правильным обращением с природой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проведение комплексных занятий, знакомство с природными материа­лами, средой обитания человека, жи­вотных, игры, театрализованные за­нятия, практическая деятельность

Огород,

полян­ка лекарственных трав

Воспитание трудовых навыков, раз­витие эстетического вкуса, познава­тельной деятельности, оздоровле­ние, развитие эмоциональной сфе­ры, выработка навыков безопасного поведения

Труд на огороде, уход за рас­тениями, выращивание экологически чистого урожая, знакомство с прави­лами безопасности

Коридоры, холлы

Познавательная, развивающая, эстетическая

 

Создание отдельных уголков, ланд­шафтных пейзажей

Зоны в группах

Познавательная, развивающая, эсте­тическая комфортность и безопас­ность обстановки, обеспечение сен­сорных впечатлений, самостоятель­ной и индивидуальной деятельно­сти, возможность исследования

Домашняя обстановка, познаватель­ные и развивающие занятия, игры, самостоятельная деятельность, реа­лизация принципов развивающей среды, исследовательская деятель­ность

 

С учетом конкретных  условий работы МДОУ

педагоги  выстраивают  развивающую среду своей группы.

 

Элементы

ПРС

Функции и содержание

Формы и методы работы

1

2

3

Зона обучения

1. Функции: обучающая, развивающая, познава­тельная, исследовательская деятельность, оздоравливающая

2. Содержание: - хорошо освещена; - столы для занятий, не копируя школьный подход для реализации принципов педагогики сотрудни­чества; -диваны, кресла для чтения художественных про­изведений; - магнитная доска; - дидактический материал по разделам программы

Занятия по всем разделам про­граммы, самостоятельная иссле­довательская деятельность, оздо­ровление: - центр грамотности (книжный уголок, игры и оборудование для развития речи и подготовки ре­бенка к освоению чтения и пись­ма, театрализованные игры); - центр математики; - лаборатория; - библиотека; - центр творчества и искусства;

Игровая зона

1. Функции: игровая, развивающая, оздоравли-вающая

2. Содержание: сюжетно-ролевые игры, настольно-печатные, в зависимости от возраста, предметы фантазирования

Игровая деятельность детей - Центр сюжетно-ролевой игры; - Центр строительно-конструктивных игр; - Центр дидактических игр по под готовке речевого развития детей

Зона здоровья

1. Функции: оздоровление, физическое развитие, обучение

2. Содержание: - физкультурное оборудование, поролоновые мо­дули; - дневник настроения; - дидактический материал по вал еол огни, видам спорта; - фитобар (лекарственные растения, книги, альбо­мы о них, самовар, кружки, чайник); - уголки уединения

Занятия физическими упражне­ниями в игре. Занятия по валеологии и озна­комлению с лекарственными растениями. Оздоровительный чай

Зона «Полочка умных книг»

1. Функции: развивающая, обучающая, оздоравливающая

2. Содержание: - развивающие игры - пособия, книги

Самостоятельная деятельность детей, игры для детей по разви­тию психических процессов

Экспериментальная лабора­тория

1. Функции: развитие у детей познавательного ин­тереса к исследовательской деятельности, форми­рование научного мировоззрения, здоровьесбережение

2. Содержание: - вторичные упаковочные материалы (стаканчики, коробки из-под продуктов); - песок, глина и другие природные материалы; - сахар, соль и другие продукты; - линейки, мерки, колбы, мензурки из пластмассы для измерения; - семена для посадки и последующего наблюдения

Игровая деятельность детей, ис­следовательская деятельность

Зона библиотеки

1. Функции: развивающая, познавательная, обу­чающая, здоровьесберегающая

2. Содержание: - разнообразные красочные книги, энциклопедии для детей, детские журналы; - кресла, диваны, журнальный столик; - настольный театр, куклы

Рассматривание иллюстраций, театрализация художественных произведений, рассказывание сказок, раскрашивание костюмов сказочных героев

Уголки уединения

1. Функции: создание комфортных условий для эмоционального и психологического благополу­чия, оздоровление 2. Содержание: - шатры для уединения, ширмы; - зона в спальне; - личные предметы из дома; - подушечки

Отдых детей от коллективных игр в тишине, игры для одного-двух детей

Театральная зона

1. Функции: развивающая, обучающая, игровая, оздоравливающая

2. Содержание: - различные виды кукольного театра; - костюмы для детей, декорации, ширма, занавес

Занятие театрализованной дея­тельностью. Спектакли.

 

Реализуя современные подходы к образованию дошкольников, мы опираемся на следующие принципы построения развивающей предметно – пространственной среды:

 

 

 

Уважения к потребностям, нуждам ребёнка

 

 

 

 

 

У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: потребность в движении, потребность в общении, потребность в познании.  Поэтому мы строим среду группы (и детского сада в целом) так, чтобы эти потребности удовлетворять. В результате у каждого ребенка имеется самостоятельный выбор: с кем, как, где, во что играть. Подбор оборудования и материалов для группы определяется особенностями развития детей конкретного возраста и характерными для этого возраста сенситивными периодами.

В старшем дошкольном возрасте дети предпочитают совместные игры, поэтому оборудование в старших и подготовительных группах воспитатели размещают так, чтобы детям удобно было организовывать совместную деятельность. 

 

 

 

 

Уважения  к мнению ребенка

 

Учитывается  мнение каждого ребенка, выслушивает предложения всех детей группы и по возможности их удовлетворяет или же тактично объясняет причину отказа. Перед первым приходом ребенка в детский сад или после летнего перерыва воспитатель в беседе с родителями или самим ребенком,  через анкетирование родителей  узнает о том, чем увлекается, к чему проявляет склонности, способности, какие любит игрушки каждый воспитанник. В результате, группа детского сада становится роднее, уютнее, комфортнее для каждого малыша.

 

Функциональности 

 

В  обстановке помещения находятся только те материалы, которые востребуются детьми и выполняют развивающую функцию.

 Используемые игры и пособия в основном многофункциональны, вариативны. 

 

Динамичности   - статичности среды

Развивающая  среда не может быть построена окончательно, завтра она уже перестанет стимулировать развитие, а послезавтра станет тормозить его.

Первоначальным периодом построения среды, мы считаем два месяца. Далее идет ее насыщение и реорганизация. Примерно один раз в два месяца часть материалов воспитатель заменяет, по возможности переставляет оборудование.

 

 

 

 

Комплексирования  и гибкого зонирования

 

Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Поэтому предметно – развивающая среда в ДОУ позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу: физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием и т.д.

 

Индивидуальной  комфортности

 

В детском саду имеются функциональные помещения, которыми могут пользоваться дети:

1.Физкультурный зал;

2.Музыкальный зал;

3.Зимний сад.

  В которых может развиваться и комфортно чувствовать себя, как взрослый, так и ребенок. В помещениях дошкольного учреждения создана естественная уютная обстановка, гармоничная по цветовому и пространственному решению. Используются светлые пастельные тона для оформления стен, подобрана мебель естественных тонов. Для активизации эстетических впечатлений используются различные «неожиданные материалы», пособия:  поделки из различных природных и бросовых материалов, художественные семейные фотографии, предметы современного декоративного искусства и народных промыслов.

Для создания индивидуальной комфортности ребенка в групповых комнатах организован «Уголок уединения», где ребенок может просмотреть иллюстрации к интересующим его сказкам, фотографии родных и т.п.

 

 

 

 

 

 

Открытости   – закрытости

 

Во – первых, открытость природе: в групповых комнатах ДОУ организованны  «Уголки природы» с многочисленными растениями.

Во – вторых, открытость культуре: коридор дошкольного учреждения  органически входит в дизайн интерьера, основывается на русско-народных особенностях культуры – совместные работы детей и родителей, дизайн стен украшает русская народная роспись. Это, несомненно, способствует воспитанию патриотизма у детей, гордости за свои родные места.

 В – третьих, открытость своего «Я», собственного внутреннего мира. Предметно – развивающая среда дошкольного учреждения способствует формированию и развитию образа «Я». В помещениях детского сада развешиваются самые разные фотографии детей. В «уголках уединения» всегда лежат альбомы и папки с семейными фотографиями. В старшем дошкольном возрасте при ознакомлении с народами России и Северного Кавказа используются уголки культуры Ставрополья, в которые собраны разнообразные атрибуты отражающие культуру и особенности народа.

Учета  гендерных и возрастных различий детей

Создавая развивающуюся среду группы, каждый воспитатель учитывает особенности детей, посещающих эту группу: возраст дошкольников, уровень их развития, интересы, склонности, способности, половой состав, личностные особенности и прочее.

 

Жалобы на всё
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать детский сад лучше? Выбрать категорию Образование Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!